Русская вышивка лёгкое

История русских народных танцев

Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок. Что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества? 

История русских народных танцев

В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Эх, широка матушка Россия и широк русский народный танец, ведь в его основе лежат и кадриль, и хоровод, и пляска.
Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родины.
Историками принято считать, что различные трюки и прыжки, исполняемые танцорами в русских народных танцах, были выдуманы народом для того, чтобы согреться, ведь в основном все важные праздники отмечались зимой или осенью, когда заканчивались все земельные работы. Вот так и становилось тепло и душе, и телу! В нынешнее время русские танцы первоначального вида не практикуют на народных праздниках, теперь они стали сценической изюминкой и отличным способом зажечь зал.
Русские народные танцы были популярны еще в Древней Руси. Это веселые заводные хороводы, народные гуляния, которые широко применялись на различных ярмарках, увеселительных программах, праздниках Древней Руси. Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Это характеристика русского человека яркий и от всей души танец под веселую и заводную музыку. В основе этого танца лежат: кадриль, хоровод, пляска.
Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири - медведя. Русский танец требует энергичности от мужчин и величавости и кротко «плавающих» движений от женщины. Обычно русские народные танцы объединяют в себе большое количество людей, которые держатся за руки, венки или платки. В этих танцах и сопровождающей их музыке рассказывались целые истории народов, героев, царей, родины, страны и великой русской земли.
В древности большой популярностью пользовались танцы на плотах. Их исполняли ночью: по реке пускали венки с зажженными свечами, различные поделки из цветов и соломы, обычно такой своеобразный танец исполнялся в ночь на Ивана Купала (русский праздник). Этот вид танца также является своего рода ритуальным, так как именно в эту ночь девушки искали себе жениха. Они пускали на воду венки, плетенные своими руками, и кто из мужчин выловит венок и считался ее женихом.
Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
На западе принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации.
В настоящее время русские танцы подобного типа не практикуют на праздниках. Народный древний танец плавно перешагнул на большую сцену.

Танец - это особый вид народного искусства. Не поддаётся счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени"), иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка"), иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Русская пляска:
Русская пляска - вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.
Хороводы
Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки в домах, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все народные предания говорят о былом, как о настоящем времени.
Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы - вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.
Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.
Пляски-импровизации:
Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.
Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", "Тимоня", "Валенки", "Болтушки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие.
Пляскам-импровизациям парни и девушки "учатся" с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие - отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.
Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.
Игровые танцы:
Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы ("метелица", "пурга"), либо о каких-либо животных или птицах ("Бычок", "Дергач", "Медведь).
Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.
Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.
Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.
Русский народный костюм:
В воплощении народного танца большое значение имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.
Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Косоворотка не имела пошивного ворота-стойки: ворот и разрез просто обшивались узкой полоской кумача. Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета.
Для девичьего костюма типичен сарафан. Его носили и на Севере, и в средне-русских и южных областях. Девичьи прически и головные уборы заметно отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки. 

ХОРОВОДЫ И СХОДБИЩА
В старинном сказании о царстве Моравском гусляр-рассказчик упоминает о плотах на озерах, где собирались молодые люди, "водили хороводы да играли кругами". Трудно судить, что именно за танцы исполнялись древними русичами на неустойчивых плотах. Скромный гусляр не приводит живописных деталей тех праздников и игрищ, однако несколько раз за три коротких куплета он повторяет старинное слово "СРАМ". Вероятно, вопреки отсутствию караоке и ди-джея наши предки умудрялсь отлично проводить время.
ТАНЕЦ С МЕДВЕДЯМИ
Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.
ПЕТРО ПРИСЯДКА
В 1113 году в Киеве от неприятной болезни скоропостижно скончался великий князь Святополк. (Традиционно все русские князья, президенты и цари были либо Великими, либо Светлыми, либо и то, и другое одновременно). Наступило обычное для Киева время неразберихи, грабежей и погромов.
Каменщик Петро Присядка не ходил с мазуриками по чужим дворам и лавкам. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги.
Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин.
Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать "В-Присядку", ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.
В 1126 году когда Мономах умер, Пётр вернулся к своим обычным обязанностям и мозолям. Он умер когда ему было 38 лет, став ещё при жизни нарицательным именем самого знаменитого в мире движения в русском народном танце.
ТРЮКИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
На западе принято считать, что диковинные прыжки и ужимки традиционного русского танца являются следствием холодного климата северной страны. Дескать, "Присядка", "Арабский", "Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочёнок", "Щучка", "Бедуинский", и другие трюки были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться.
Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. Веселье начиналось с молитвы, потом обильная выпивка и закуски, песни да пляски, а завершал цикл кулачный бой "стенка на стенку". После перекура процедура повторялась.
Эксперты утверждают, что при холодной температуре воздуха экстремальные танцы являлись оптимальным вариантом продолжения веселья на улице - в то время не было принято праздновать за столом у телевизора.
КЛИМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Я не лично не согласен с так называемой климатической теорией возникновения русского танца в его западном восприятии ("присядки", "разножки", "коза", "пистолет"). Во время зимних холодов у русских принято носить шубы и тулупы. Мне довелось походить в караул в советской армии и я считаю, что в тяжелом овечьем полушубке ни о каких присядках не может быть и речи. Я допускаю "дробушки", "припрыжки" и "чечётку", но никак не "Пистолет", "Черта" или "Козу".
СКОМОРОХИ
На мой взгляд, продвигали русский танец полузапрещённые церковью "скоморохи" - уличные артисты. Среди артистов труппы одни были сильны в фокусах, другие умели предсказывать судьбу, некоторые пели и танцевали, и все отлично умели воровать.
Скоморохи переезжали из города в город, с ярмарки на ярмарку и перенимали лучшие трюки и движения от местных жителей. Иначе как бы узнали мужики в тверских и пензенских деревнях про "Бедуинский" и "Казацкий"?
Cо временем некоторые команды распадались, других убивали конкуренты, а кого-то отлавливали опричники и они превращались в придворные труппы при дворах богатых землевладельцев.
ПРИДВОРНЫЕ ШУТЫ И КАПЕЛЛЫ
Russian dance and music ensemble "Barynya" from New York Начиная с Ивана Грозного, царя, известного своим скверным характером и любовью к исскуству, стало принято держать при дворе шутов, певцов, гусляров и плясунов. Придворные артисты считались дворовыми людьми наравне с кухарками и конюхами.
Когда царю надоедало шоу, все артисты отправлялись в солдаты или в острог. В отличии от танцоров ансамбля Барыня, танцоры Ивана Грозного целыми днями выдумывали новые трюки и постановки, а остальное время репетировали.
На бармицву для своего сына Иван Грозный потратил пятилетний военный бюджет: oн нанял полсотни гусляров и 34 танцора, ровно столько, сколько удалось наловить царской охранке за год в 101-километровой зоне Москвы.
 Именно придирчивый Иван Грозный издал указ, запрещающий танцовщикам выступать в одном платье разные номера программы. Непокорным рубили головы. 
АКАДЕМИЧЕСКОЕ И НАРОДНОЕ ИССКУСТВО
Чем богаче становились русские цари и землевладельцы, тем шире становилась пропасть между народным и академическим исскуством. Важные оперные дивы не здоровались с толстыми народными певицами. Стройный балерун в красивых обтягивающих панталонах не подавал руки русскому плясуну в украинских шароварах и важно ехал мимо него на пролетке в гости к бойфренду пить какао.
Ситуацию пытались переломить великие русские композиторы Чайковский, Глинка и Пахмутова. Они вставляли в свои модные оперы и балеты отрывки из народных мелодий и даже оркестровали их с присущим умением.
Творческое содружество русских композиторов известное как "Могучая кучка" тоже пыталось переломить ситуацию, но известные обстоятельства помешали им, да и не только им одним.
КАК КОММУНИСТЫ ЗАСТАВИЛИ ЗАПАД ПОЛЮБИТЬ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
После того как улеглась пыль гражданской войны и засохла кровь революции Советы выделили средства для организации ансамбля народного танца. В 1937 году появился первый в России профессиональный ансамбль народного танца под управлением Игоря Моисеева - лучший в мире академический ансамбль исполняющий народные танцы. Моисеев подложил фундамент классического танца на импровизацию и удаль фольклора.
Идея удалась, Запад "клюнул", ансамбль пользуется бешеным успехом. Постановки, трюки и идеи коллектива используют чуть ли не все хореографы мира, кроме самых необразованных и ленивых.
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ОРИГИНАЛЕ
Интересная концепция предложена новаторами Нью-Йоркского ансамбля "Барыня". Отказ бас-балалаечника Леонида Брука и балалаечника Алексея Синявского запоминать наизусть произведения длиннее 15 секунд и нежелание читать по нотам или играть под фонограмму вынуждает отлично тренированных танцовщиков колектива на ходу строить сюжет номера и подделывать танец под неожиданные смены ритма и музыки в зависимости от настроения солиста или состояния басиста.
Ни зритель, ни танцоры, ни художественный руководитель ансамбля никогда не знают, чем закончится танцевальный номер. В результате такого совместного творчества на сцене иногда получаются очень интересные и радующие глаз комбинации. А иногда не получаются.
А забитый хореографией русский народный танец тем временем возвращается к своим истокам - импровизации.

Похожие статьи:


Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/istorija-russkih-narodnyh-tancev.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Словарь паронимов Поэтапные плетения косы

Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое Русская вышивка лёгкое