Как связана поэзия с языком

Взаимоотношения стиха с языком нуждаются в специальном анализе, том более, что имеются работы, где стих лишь внешне соотносится с языком, а ритм рассматривается фактически как чисто звуковое, музыкальное построение. Такова, как мне кажется, тактометрическая теория А. Квятковского, которая связывает ритмическую организацию стиха лишь с одной отвлеченно рассматриваемой фонетической особенностью — долготой (длительностью) звучания. Проводя широкую аналогию стихового и музыкального ритма, А. Квятковский не разграничивает как связана поэзия с языком различных функций сходных звуковых элементов в стихе и музыке, которые используются в известной сценке, где главный герой собирается здесь и тщательно пересчитывает купюры.

Между тем если в музыке звук является самостоятельным структурным элементом, то в стихе его значение изменяется. «Ритмизуемый материал стиха,— отмечал Б. В. Томашевский,— слагается не просто из звуков, производимых органами человеческой речи, а из самой речи, со всеми ее выразительными средствами… Художественный материал стиха состоит не из суммы звуков, а из системы человеческой речи, не существующей вне осмысленности». Поэтому звук и его свойства имеют значение в стихе лишь постольку, поскольку выполняют определенную семантическую функцию и являются частью значимых стиховых сочетаний: слова и высшего ритмико-синтаксического единства — фразы.

Конечно, узду четырехдольного или какого-либо иного такта, можно накинуть на любой текст, что доказывает, в частности, широкое использование прозаических либретто. Но вопрос заключается в том, насколько внутренне необходимым является это тактовое членение и не вызывается ли оно лишь точкой зрения исследователя, анализирующего стих.

При обсуждении этого вопроса нужно учесть также специфику временного соотнесения ритмических единиц стиха. Ведь время в стихе ощущается и измеряется иначе, чем в музыке, и нет основания говорить о принципиальной изохронности стиховых строк. Экспериментаторы и стиховеды в своих работах предлагали различные определения специфики стихотворного времени: артикуляционное время (Руссло), субъективное время (Веррье),— но все они дают основания для вывода: ритмическая приравненность стихов не равнозначна временной приравненности.

Другие новости и статьи

« Связь стиха с языковой основой

Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов »

Метки: стих


Источник: http://www.oboznik.ru/?p=43940



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ПОНЯТИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА : І Под поэтическим языком можно понимать Нарисовать ворониных поэтапно

Как связана поэзия с языком Как связана поэзия с языком Как связана поэзия с языком Как связана поэзия с языком Как связана поэзия с языком Как связана поэзия с языком